:  
 
You are on the old site. Go to the new website linknew website link
Вы находитесь на старом сайте. Перейдите на новый по ссылке.

 
 Архив новостей
 Новости сайта
 Поиск
 Проекты
 Статьи






. .

? !



Отдельные статьи

РЕЗНИК Г. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИ – ОСНОВА МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Резник Г.М.
Президент Адвокатской палаты г. Москвы

Заслуженный юрист РФ

кандидат юридических наук


ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИ –

ОСНОВА МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ



1. В мире существует несколько крупных, устоявших за долгие века и доживших до наших дней цивилизаций. Наиболее точной представляется их классификация на средиземноморскую и индийско-тихоокеанскую (Г.С. Померанц). Средиземноморская группа в начале нашей эры была представлена двумя ветвями христианства: западной и восточной. Западный (европейский) архетип, философские корни которого уходили в Афины к Платону и Аристотелю, а религиозно-моральные к Ветхому Завету, за последние полтысячилетия пространственно расширился и охватил США, Канаду и Австралию. На месте рухнувшей Византии постепенно утвердился ислам. В индийско-тихоокеанском регионе сложилось две цивилизации: индийская и китайская. При всем отличии ислама от христианства оно меньше, чем разница между исламом и индийской или китайской цивилизацией, разместившимися вместе с ним в Азии. Монотеизм ислама рожден Ветхим Заветом, что позволяет расценить воинственный фундаментализм как раковую опухоль на теле ислама. В то же время нельзя не признать, что мусульманская религия наиболее пригодна для радикальных интерпретаций.



2006, , , , Резник Г.М., 
2. В каждой субглобальной цивилизации присутствует примерно один и тот же набор ценностей: личность с ее благами и свободой, общество, нация, государство. Физиономию цивилизации определяет порядок их расположения. В данном отношении только западную цивилизацию можно расценить как персоноцентристскую, основанную на идее свободы человека и личной ответственности за свои поступки. Для остальных субглобальных цивилизаций характерен системоцентризм (Оболонский А.В.) Человек здесь не высшая точка, "мерило" всех вещей, он нечто вспомогательное, способное принести большую или меньшую пользу для достижения неких надличностных целей, государственных или национальных интересов.

Особый тип индусской цивилизации, например, определило господство индуизма в стране с вековой экономической и национальной раздробленностью, замкнутостью общин. И хотя сейчас Индия вследствие векового влияния Великобритании являет собой пример страны с приверженностью элиты общества демократическим принципам и действительно независимой судебной властью, масштабные проблемы межобщинной напряженности, бедности и неграмотности продолжают детерминировать обезличенность человека, безусловную власть над ним общины, касты.

3. Россию нельзя отнести ни к какому определенному типу культуры. Страна развивалась на перекрестке субглобальных цивилизаций и испытала глубокое влияние, по крайней мере, трех. Одно влияние ломало другое, но не могло его совсем сломать. "Возник своего рода пирог из разных сортов теста" (Г.С. Померанц).

Выдающиеся сыны России (Чаадаев, Достоевский, Толстой, Бердяев, Синявский) отмечали, что у нас так и не выработалась устойчивая национальная культурная форма. В то же время, как замечательно сформулировал Синявский: "Россия – страна святого духа, способного наполнить любую форму".

4. Тенденция глобализации зародилась в мире давно. Этот процесс сложно, прерывно развивается в разных измерениях: духовном, торгово-экономическом, финансовом. Резкое ускорение процессу глобализации на нынешнем этапе придают научно-технические достижения: формируется единое информационное и рыночное пространство, складываются предпосылки к созданию открытого мирового сообщества с универсальными ценностями.

5. Важнейшая сторона глобализации – правовая. Западная цивилизация формировалась не только на учениях античности и заповедях христианства, но и на идее права, римского по месту рождения – единого права для всех. Именно эта идея объединила усилия народов по созданию Организации Объединенных Наций, одной из целей которой стало осуществление международного сотрудничества "в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии".

6. Через международно-правовые акты – Хартию прав человека ООН, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Американскую конвенцию о правах человека, Африканскую хартию прав человека и народов и др. – основные права человека приобрели универсальность, они не даруются государством индивиду, а признаются в качестве естественных, принадлежащих каждому в силу рождения. Именно на основе таких ценностей как права человека и государство, основанное на праве, ныне начинает происходить стирание границ между субглобальными цивилизациями. С переменным успехом вестернизация распространяется на некоторые страны Латинской Америки и Африки, адаптируются к ценностям европейской цивилизации традиционные восточные общества (Япония, Южная Корея, Индонезия, Индия, Китай).

7. Хочется думать, что современная Россия – страна с вековыми системоцентристскими, антиперсоналистическими традициями, оказавшаяся на развалинах тоталитарного режима, окончательно сделала свой выбор. Принята либеральная Конституция, основанная на идее естественных и неотчуждаемых прав человека, провозгласившая Россию правовым государством. Россия вошла в Совет Европы, ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, признала в качестве источника отечественного права решения Европейского Суда по правам человека. Магистральное движение России – вместе с передовыми странами Запада, а не поиски особого русского (евразийского) пути.

8. Основные права человека – универсальны. Они суть нормативная форма взаимодействия индивида и власти в правовом государстве. Исторический опыт неумолим: отрицание универсальности прав человека – во имя "классовых", "национальных", "религиозных", "самобытно-культурных" интересов – всегда "до основания" разрушало Право, приводило в итоге к деспотии и репрессиям. Нельзя смешивать сферы права и морали, ставить необходимость защищать права конкретного человека в зависимость от нравственной оценки его поведения. Принципы универсальности прав человека, равенства людей в своем достоинстве не ведут к отрицанию национальной самобытности, культурно-цивилизационного многообразия мира (лучший пример тому – Япония). Опасность для страны в другом - эксплуатация мифа об СССР – могущей, процветающей державе, "где так вольно дышал человек", погубленной вражескими происками, имперская ностальгия, параноидальная убежденность в том, что окружающий мир и, прежде всего, Запад жаждет распада России.

9. Нельзя требовать от Права больше, чем оно может дать. Право не в состоянии гарантировать ни преобладания в обществе добрых нравов, ни успешности либеральных реформ. Но именно Право, закрепляя свободу личности в неразрывной связи с ответственностью за свои поступки, создает основу для воспитания молодого поколения и формирования высококачественной властной элиты.


Г.М. Резник


: 20/06/2006
: 4975
:
Преступность как объект научных исследований: проблемы и перспективы.
Вещественные доказательства: дары волхвов.
Основания для производства повторных и дополнительных следственных действий в российском уголовном судопроизводстве
Гилинский Я.И. «Все действительное разумно»
Отдельные вопросы предварительного расследования по делам частного обвинения
Основные этапы законодательного регулирования дознания в Республике Узбекистан
Калиновский К.Б. Меры по защите участников уголовного процесса как общее условие предварительного расследования в российском уголовном процессе
Пирамида судебной власти
Особенности прекращения полномочий судьи по законодательству Республики Казахстан
Суд присяжных: конфликт в судебном следствии

| |


.:  ::   ::  :.

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke -
IUAJ

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(66602, "yandex_ad", { ad_format: "direct", font_size: 1, type: "horizontal", limit: 3, title_font_size: 2, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "FEEAC7", title_color: "0000CC", url_color: "006600", text_color: "000000", hover_color: "0066FF", favicon: true, n
PHP Nuke CMS.
2005-2008. Поддержка cайта