:  
 
You are on the old site. Go to the new website linknew website link
Вы находитесь на старом сайте. Перейдите на новый по ссылке.

 
 Архив новостей
 Новости сайта
 Поиск
 Проекты
 Статьи






. .

? !


Живой уголок: Диалектик и софист

Живой уголок dr. Aleksandroff'a

Крабби: Все пишут в разделе «методология» – диалектический метод, диалектический метод…
Диалектика…

Диалектик и софист
Крабби: Все пишут в разделе «методология» – диалектический метод, диалектический метод…
Диалектика…
Но вот у коммунистов тоже был метод диалектического материализма на вооружении, а они накрылись медным тазом. Может, нет никакого метода диалектического материализма, а мы как бараны по-прежнему указываем его?
И законов диалектики может нет, ведь из социализма получился снова капитализм, нету восходящей спирали развития, а есть бег по кругу (в случае с Россией). А учили-учили: рабовладельческий строй – феодальный – капиталистический –социалистический – коммунизм.
Диалектический метод дал неверный результат?
«Нас сомненья грызут. Я сомнениям этим не рад».
Разрешите их.
Архиназаврус и Грюза: Ладно.
Биомассы: Только, пожалуйста, не врите. Как обычно.
Архиназаврус и Грюза: Ну, ладно, ладно. Вы как будто сдавали экзамен по диамату в высшей партшколе.
Крабби: Так, как Вы определите, что такое диалектика?
Только знаете, без всяких там мудреных слов – я хочу в самом деле понять.
Грюза: Диалектика есть. Но не в марксистско-ленинском, а тем паче позднесовковском изводе – то была догматика.
Диалектика – это искусство постановки вопросов с целью выяснения истины. Классический пример: два мудреца спрашивают друг друга и отвечают, углубляясь в суть предмета и одновременно меняясь сами.
Архиназаврус: Причем как показывает опыт, аргументы «за» и «против» могут быть продолжены бесконечно. И путь диалектика – колдовской путь; он приводит мудреца то на базар, то на кладбище, то в психушку, а то в тюрьму.
Крабби: Истины нет?
Архиназаврус: Истина – приближение, движение, но не результат.
Нельзя останавливаться, якобы достигнув истины. Истина всегда впереди. Надо иметь волю к истине и двигаться дальше, углубляя представление о ней.
Крабби: А софистика?
Грюза: Это тоже искусство постановки вопросов, но с целью выигрыша спора. Софист – он прагматик. Он знает, что выигрывает тот, кто сильнее, ловчее, убедительнее. Он тоже умеет ставить вопросы, но для него истина неразделима с властью, с выгодой.
Он манипулятор толпой невежд. Играет означающими, умышленно запутывая означаемое для нужной ему «истины» здесь и сейчас.
Крабби: Значит разница в цели?
Грюза: И в методе – тоже. Софист задает вопрос, на который ответ известен или по крайней мере этот ответ безразличен с прагматической точки зрения – победы над противником. Он часто использует речь для сокрытия своих подлинных намерений.
И потом доводы софиста ориентированы не столько на мудреца, сколько на обывателя (в науке ведь тоже 90% обыватели).
Архиназаврус: Софист отрабатывает гонорар. Оправдывает заранее занятые позиции.
Диалектик, он стремится как можно дальше абстрагироваться от личности, он апеллирует к разуму (в идеале – абстрактному разуму). Софист играет в слова, на публику, возбуждая эмоции, чувства (не всегда пристойные), он знает человеческую природу («они обжираются как скоты»). В этом его сила.
Крабби: А кто сильнее диалектик или софист?
Грюза: Софист вышел первым на интеллектуальную арену, диалектик – за ним.
Софист стал говорить, когда бог умер, и площадка для установления истины оказалась свободной. Софист сказал, что знает как искать истину, не обращаясь за помощью к богу. Он – первый профессиональный интеллектуал.
Но именно за философом – диалектиком (Сократ) закрепился статус настоящего ученого. А софист был посрамлен как шулер. Кроме того, у него оказалась подмоченной репутация в плане корыстолюбия.
В серьезной, правильной науке принято открещиваться от софистики.
А кто себя из современных ученых (процессуалистов) не относит к серьезной науке? Все хотят казаться настоящими учеными, искателями истины.
Архиназаврус: Кстати, Гераклит был раньше, чем сформировалось школа софистов.
Грюза: Этот момент не принципиальный. Мы мало, что знаем о Гераклите, даром что ли его называли темным.
Крабби: А в суде, в уголовном процессе какой метод применяется?
Грюза: Всегда – софистика. Диалектика – в виде исключения.
Где есть интерес, помимо чисто познавательного, там торжествует софистика. А уголовное дело – борьба за жизнь, имущество, честь. ставки высоки.
Крабби: А как же законы диалектики: единство и борьба противоположностей, отрицания отрицания, переход количества в качество?
Грюза: Да херня все это. В суде, ну какие там законы диалектики?
Архиназаврус: Я бы не был столь категоричен.
Грюза: Разве судья не обязан вынести решение по делу, которое ему подсудно, независимо от того установил он истину или нет?
Архиназаврус: Да это так.
Грюза: Разве процедура не кладет границу познавательным усилиям, даже если таковые честно предпринимались сторонами?
Архиназаврус: Ну, в чем-то ты правы: сроки, требования к допустимости доказательств…
Но с другой стороны, разве истина не может быть установлена в суде. Истина как она есть?
Грюза: Юридическая истина да. Но правда – нет.
Цель права и правосудия не в том, чтобы абсолютная истина восторжествовала, а в том, чтобы не позволить торжествовать лжи в разрушительных для социума масштабах.
Грюза: А вот, что есть в суде, так это вопросы и ответы, не так ли?
Архиназаврус: Согласен.
И здесь уместно говорить о диалектике.
Грюза: Нет опять же – софистике, сходство в технике видимое, поверхностное. Судебная процедура имитирует диалектический спор. Состязательность – способ выявления более искусного, чем правдивого.
Крабби: Судья, по-вашему софист?
Архиназаврус: Скорее да.
Ведь настоящее судебное расследование привело бы его неминуемо к выводу, что виноват он сам, все мы – в том, что преступление свершилось.
Помните как в романе «Воскресенье» Толстого это было показано.
Судья не может быть «отвязным» диалектиком. Он должен остановиться, а объясняя свою остановку – решение, он становится софистом: мое решение правильное, потому что оно верно.
Крабби: Значит в суде не может быть раскрыто преступление как оно есть на самом деле?
Грюза: Отчего же может.
Но судебная процедура этого не гарантирует: может будет, а может нет. Но приговор суда всегда принимается за истину.
Крабби: А какая судебная процедура более диалектична?
Архиназаврус: Состязательная.
Состязательность лучший метод установления истины.
Грюза: Не так.
Состязательность менее всего мешает установлению истины.
Крабби: А ученый-процессуалист может быть диалектиком?
Архиназаврус: Каждый может.
Грюза: Не согласна. Когда Вы пишите текст, Вы руководствуетесь законами диалектики? Их знание Вам помогает?
Ну, скажите?
Архиназаврус: Я люблю ссылаться на них. Для солидности.
Но честно говоря иногда мне кажется, что все можно подвести под эти законы. А иногда думаю, что это просто красивые слова.
Грюза: Вот именно. В нашей науке никаких диалектических законов нет.
Все это выдумки Гегеля.
Процессуалист-ученый – это писатель. Писатель и все.
Правда пишет он примерно на одну и ту же тему. Он пленник УПК.
Но объективных законов он не открывает. Он не естествоиспытатель. УПК – вот источник объективности.
Умение писать, складно излагать свои мысли – вот и все умение ученого-процессуалиста.
Архиназаврус: Задавать вопросы и давать ответы.
Используя риторику.
Крабби: А следователь тоже софист?
Архиназаврус: Ну, начать с того, что следователь и не ведет спор.
Следователь идет по следу, ищет. Он следопыт. И вообще говоря, спор с адвокатом, как оппонентом, не входит в его планы.
Потом – следователь туп. Туп в том смысле, в котором говорил Ницше о факте – «факт глуп».
Следователь ищет факты. Он пылесос, всасывает информацию и документирует, архивирует ее.
Крабби: Что-то вы совсем уж обижаете следователя. «Следователь туп», – скажите тоже.
Грюза: Тут нет ничего обидного. Его роль техническая, подсобная. Но важная: Давать факты.
Самое главное то, что следователь не говорит (перед судом), он лишен права публичной речи, которая решает дело. Поэтому он не диалектик в классическом понимании.
Следователь нужен, чтобы дать обвинителю материал для построения доводов в пользу утверждения о том, обвиняемый преступник. Он подручник прокурора – публичного оратора на суде.
Он шьет платье прокурору, в котором тот выходит на сцену и актерствует: типа я за правду. Плохо сошьет – прокурор окажется голым или некрасивым – публика его освистает.
Крабби: И если без метафор.
Грюза: Следователь получает сведения об обстоятельствах дела – факты.
А вот государственный обвинитель придает факту интеллигибельность довода – энергией своей речи.
Довод – это фактологический пример плюс интеллект. «Плюсование» происходит речью. Язык трансформирует в смыслы, умножает или наоборот сводит на нет эмпирические данные.
Архиназарус: Уточню. Чем более туп следователь, тем лучше. Меньше интеллекта следователя – больше фактичности.
Крабби: Но следователь может встретить оппонента (вне плана) и вести с ним спор?
Архиназаврус: Да, но это спор не за истину, и не ради победы (если это так, то это плохой следователь), может быть спор только из-за получения фактов и каких-то вторичных, процедурных моментов.
Принципиального спора не может быть – из-за фактов не спорят.
Грюза: По-моему мнению, все-таки следователь как часть системы не может не быть хотя бы немножко софистом. Иначе он не смог бы закончить дело производством, так и расследовал его всю жизнь, удивляясь бесконечной природе причинных связей и идиотически смеясь по поводу сроков.
Крабби: А прокурор софист?
Архиназаврус: Если ставит целью выигрыш дела, а не достижение истины, то становится софистом (вспомним рассказ Чапека «Гадалка»).
Хороший обвинитель – софист.
Грюза: Дело в том, что адвокат-то, за редким исключением, – точно софист. Ему же чаще всего приходится вести «неправое дело», как тут не изворачиваться.
Структура его позиции такова: прокурор не доказал вину, значит надо оправдать. Здесь не идет речь об истине. Напротив, выигрыш адвоката там, где разумное сомнение колеблет согласие судьи с версией прокурора.
Невозможно победить адвоката-софиста диалектикой. Там где оппонент использует эристику, рациональные доводы терпят крах. Есть даже специальный прием эристики – адвокатский довод (его еще зовут «бабий довод»). Помните анекдот: «О, сэр, на Вас пылинка. О, еще одна. О, да Вы сэр весь…»
Один из лучших адвокатов древности М.Т. Цицерон подал классический пример софистический позиции: по одному делу защищал одну сторону и выиграл. Потом на пересуде его наняла другая сторона и он снова выиграл. А когда его пробовали устыдить, он ответил, типа «работа такая».
Полемика с адвокатом заставляет и прокурора использовать софистику. Это неизбежно. Возьмите в качестве примера речь прокурора из романа Достоевского «Братья Карамазовы».
Архиназаврус: Добавлю – или силу. У нас, кстати говоря, все эти софизмы не в чести (а соответственно и «культур-мультур» процессуальный) именно благодаря тому, что обвинение решает дело с позиции силы. По нашему, по советски. Он не слышит другую сторону (как правило сторону защиты).
Грюза: Достоевский не верил в правду суда и презирал юристов.
Дело в том, что выполнение определенной функции – обвинение, предопределяет роль прокурора в судебной драме, в которой – тиражирование банальных сюжетов, где добро побеждает зло (эти сюжеты изложены народных сказках). Всех делов-то, чтобы убедить присяжных в том, что прокурор (или наоборот – подсудимый) воплощает добро и вместе с ними объединиться против зла. «Наши» должны победить.
Архиназаврус: В этом вся соль. В суде присяжных то, о чем вы говорите, происходит постоянно. Согласен. Присяжный должен увидеть в прокуроре рыцаря, поражающего дракона, или, наоборот, в подсудимом – жертву дракона (в лице прокурора).
Набор риторических средств превращает факты в историю, которую рассказывает присяжным каждая из сторон. Кому поверят, кто был более убедителен в роли «белого рыцаря», тот и выиграет. Все дело в риторике, которая актуализирут в сознании стереотипы.
Вот где простор для софиста.
Хотя обычно все проще. Никого и убеждать не надо – судья заранее согласен с доводами прокурора, ведь он верит бумагам, написанным следователем и солидарен со своим коллегой.
И это тоже торжество софизма.
Крабби: А вопросы? Вы упомянули вопросы в качестве обязательного признака, как диалектики, так и софистики.
Архиназаврус: Есть такое дело. Пока я задаю вопросы – я существую (как субъект познания) на карте смысла.
Диалектик не боится задавать открытые вопросы. Он не боится получить неожиданный и неприятный вопрос на свое «почему?». Диалектик не боится даже согласиться с этим ответом.
Софист (который все знает наперед, ибо за искомый результат он уже получил гонорар) предпочитает закрытые, а еще лучше наводящие вопросы.
Он управляет диалогом к конечной, известной ему цели.
Вот различие их техники. В образе вопрошания.
Замечу еще, что софист умеет работать с любой аудиторией, в том числе враждебно настроенной. Он приходит и удивляет своей речью, завоевывает публику.
Крабби: Вы сказали «эристика». Что еще за эристика?
Грюза: Эристика – это искусство спора, которое допускает выигрывание его независимо от того, какими средствами ведется спор, Цель речи здесь – утвердить свое право на поступок и оставить за собой окончательное суждение. Эристика – диалог вне диалектических правил. Она основана на практической этике: победа, результат. В принципе можно поставить эристику и софистику в один ряд.
Софистика это как бы определенный склад, строй, образ мышления, тип интеллектуальной деятельности. Ориентированный на успех, убеждение, завоевание блага в публичной сфере – публичной речью. Эристика же уточняет, что это речевая деятельность. Эристика – это беспринципная риторика. Техника на службе эгоизма.
Крабби: Значит, риторика?
Грюза: В сферах, где царствует докса – общественное мнение, как критерий оценки правильного/неправильного, риторика – важнейшее умение, важнейшая наука.
Судебная речь (одна из трех родов публичной речи, на которых строится общественное устройство) строится по правилам риторики: этос, логос, пафос и все такое. Так было, есть и будет. Все современные роды деятельности, завязанные на речевой коммуниации произошли от риторики: психо-лингвистика, маркетинг, реклама, пропаганда, пиар и т.д и т.п.
Замечу, что риторику нельзя сводить к стилю, изобразительной стороне. Она ведь затрагивает и содержательный аспект (со)общения.
Крабби: А где еще царствует риторика?
Грюза: Да как показал Перельман везде, где есть публичная речь: совещательная, хвалебная.
Американцы в этом отношении дают нам блестящие примеры.
Русские говорят о двойных стандартах в политике, а на самом деле здесь умелый политический пиар: когда выгодно говорят то о правах человека, то – о рыночной экономике. Весь фокус в системе наборе риторических средств, используемых современными софистами в том или ином контексте.
А наши привыкли «уставя в землю брады» использовать единственное средство для камуфляжа своих лукавых намерений: приговорку «да будет мне стыдно». Гордясь своей совестливостью. И непрерывно говоря ложь.
Архиназаврус: В том-то и дело, что риторика воплощает в себе совокупность стандартов правильной речи, а это подразумевает учет запросов аудитории, возможности оратора, технику речи (пафос, логос, этос). Это искусство, которому нашим политикам и юристам еще долго предстоит учиться. Пока они предпочитают свои безыскусные творения апробировать на своих, но придется работать и во враждебной среде; завораживать аудиторию, увлекать ее, убеждать.
Крабби: Можно ли сказать, что риторика как наука об искусстве правильно говорить (чтобы иметь успех в продвижении своего проекта) имеет методологическое значение?
Грюза: О, да. Грамматика, риторика, философия – триада, лежавшая в основании гуманитарного образования в течение столетий (помните философа Хому из «Вия» Гоголя? «Очерки бурсы» Данилевского)
Но потом возобладала этика.
Архиназаврус: Еще логику не забудьте.
Грюза: Да логика, это очищенная до пустой оболочки диалектика. Она бессильна дать новое знание. Но гарантирует результат при использовании конкретных единиц знания.
Крабби: Этика! Что-то я такое слышал. Но причем здесь еще она?
Грюза: Дело в том, что объективизм серьезной (настоящей) науки в общем-то не имеет никаких особых «объективных» оснований. И все так называемые научные методы (социологический, статистический, сравнительно-правовой, формально-догматический) – туфта, обычные приемы письма, банальности, касающиеся внешней привлекательности вывода автора.
В крайнем случае, можно говорить о герменевтики. Но это скорее искусство толкования. Изобретательность в обращении с текстом.
Остается нашим ученым мужам только прикрываться нравственностью. Диалектик ведь почему победил софиста? Потому что Сократ своей смертью доказал верность провозглашаемым им идеалам объективной науки, диалектики. С тех пор все настоящие ученые (диалектики) клянутся, что главное для них поиск истины, и никакие прагматические соображения их не волнуют. «Косят» под Сократа. А на деле «бабки» рубят или рвутся к власти, что в конечном счете тоже самое.
Процессуалисты также назвались такими «настоящими учеными». Якобы они «диалектики». Хотя их настоящее призвание – произносить хвалебные речи в честь уголовно-процессуального права, поддерживающего власть господствующей элиты.
Но и этого они не научились пока делать в условиях конкуренции со своими мастеровитыми оппонентами.
Архиназаврус: Они ваще софисты в натуре.
Грюза: Ну, тебя это не так касается.
Крабби: Отличие диалектика от софиста в этике?
Грюза: Да, это их различает. Но проверить трудно.
Крабби: Вы еще об искусстве говорили. В чем тут дело – искусство и наука. Где грань?
Грюза: Искусство – это то, что предполагает возможность нерационального объяснения. Искусству достается то, что не в силах «переварить» точная наука.
В гуманитарной сфере (где человек мера всех вещей, где сводится все к человеческому измерению, где человек высшая ценность) действенен скорее не метод, а определенный образ действий, мышления. Здесь царствует искусство и в виде исключения – наука.
Герменевтика – яркий пример тому.
Крабби: Значит, по-вашему юридическая наука – вид искусства?
Грюза: Да, это уж точно не точная наука (извините за тавтологию) hard sience.
Здесь нет твердых критериев определения правильного и неправильного, математически удостоверяемых.
Понятно, что речь не идет о фактических ошибках и «плоских истинах», а об истинах, раскрывающих «объективные закономерности», т.е. то, что повторяется и измеряется математически, что можно воспроизвести в виде эксперимента.
Крабби: Значит, разницы между юридической наукой и искусством нет?
Грюза: В принципиальном плане нет. Это словотворчество.
И в то же время это разные жанры словотворчества.
Жанровые признаки (интертекстуальные форматы) сильно различаются. Наверное, в них дело.
Крабби: Значит, жанровые требования надо выполнять, чтобы быть ученым?
Грюза: В числе прочих. Стилистика, набор тропов и пр.
Не будешь же ты писать диссертацию ямбом или хореем.
Сейчас употребляют такое понятие «формат». То есть, если продукт словотворчества подходит под формат, тогда «катит». Неформат – не «катит». Тут целая совокупность достаточно трудноопределимых стереотипов, ожиданий, предпочтений, которыми руководствуется (согласно формату) аудитория, которая потребляет (ценит) продукт.
Научный продукт – диссертация, скажем, подчиняется формату «диссертабельности». Хотя бы ее никто в жизни и не читал. Но есть определенный образец, которому все стараются следовать. Образец видоизменяется, но что и остается. Главное – лояльность властиЮ идеологии – сохраняется.
Крабби: Значит, написание диссертации по юридической специальности вы к чему бы отнесли: софистике или диалектике?
Грюза: Софистике.
Крабби: Но все позиционируются, тем не менее, как диалектики?
Архиназаврус: А что еще остается делать.
Указание на диалектику это с одной стороны дань традиции, традиции советской науки. С другой стороны идеал диалектики как объективной науки здесь также играет роль. Нельзя все сводить к «совку».
Юридическая наука – служанка власти и ее подспорья – права.
А право – это тоже формат.
Вот начнет у нас действовать Болонская конвенция и современный формат научности (в лице автореферата) накроется.
Но будет другой формат.
Грюза: Сам формат автореферата и диссертации (в меньшей степени) предопределяют только оптимистический рациональный результат. Не напишет же диссертант в автореферате: я думал-думал и решил, что все это отстой, а по сему прошу присудить мне степень кандидата юридических наук (он просит Власть!)
Поэтому, ясное дело, если он в самом деле, чтобы степень ему присудили, он напишет, что провел замечательное исследование и достиг замечательных результатов виде «существенного вклада» и пр. (см. структуру автореферата).
Проблема состоит единственно в риторике. Убедить аудиторию, уполномоченную принимать решение о присуждении степени, в том, что представленное произведение свидетельствует о профессионализме автора в той сфере науки, где принят определенный набор стандартов к оценке текста.
ВАК эти стандарты разрабатывает и по ним оценивает. Поскольку он обладает властью, он обладает и истиной в последней инстанции. Остается только блеять в его честь.
Кстати, пока стандарты более свидетельствует о приоритетах экстенсивного образа развития научного дискурса. Количество печатных листов, количество изученных дел, опрошенных респондентов.
Изобретательность не поощряется. Отсюда застой.
Крабби: Кстати, каковы, на ваш взгляд, эти параметры «научности» в трактовке ВАКа?
Грюза: Ну, тут чувство меры главное.
Архиназаврус: Один деятель в начале 21 века в своей диссертации написал, что изучил 1000 дел о взяточничестве (в масштабах одного из субъектов федерации).
Ну, ясное дело, что дурак. Откуда он их мог столько взять.
Крабби: А вот спор про предмет – объект? Это насколько серьезно?
Архиназаврус: Ну, это я шутю так, когда докапываюсь насчет подобной ерунды. Когда лень читать весь автореферат. Что пошутить нельзя?
Крабби: Как же так? Я думал это все серьезно.
Грюза: Дурак, ты потому что еще. Возьми последний автореферат, который прошел через ВАК по своей специальности и спиши. Не бери в голову.
Я, кстати, так скажу. Тот, кто на полном серьезе воспринимает такого рода вещи (объект, предмет и пр. «пургу по бездорожью») – для науки конченный человек.
Архиназаврус: Да, дурак – это плохо, но педант – нестерпим.
Грюза: Догматик, облеченный властью, хуже всего.
Крабби: Подытоживая наш разговор, как бы вы определили метод?
Грюза: Совокупность добровольно принятых на себя писателем ограничений в сфере познания (гуманитарного).
Крабби: Значит, выбор метода свидетельствует об ограниченности?
Грюза: Выбор означает выбор. Тут, кто как сумеет. Как выбор инструмента, он предопределяет достижение результата и в науке. Результат есть производное от выбора метода.
Чем более ограничен автор в методологии (вспомним пресловутый «предмет/объект»), тем более органичен его результат: он имеет больше шансов на похвалу. Держись стандартов – и ты будешь прав. Выбор диалектического метода есть символический акт присягания на верность правоверной науке, т.е. тем ценностям, которые разделяются научным сообществом (аудиторией и ВАКом, что самое главное).
Но держаться диалектики, пренебрегая здравым смыслом, невозможно. Надо заканчивать базар и дело делать в конце-концов, ставить точку. Иными словами без софистики не обойтись.
В этом плане стандарты «объект», «предмет», «методологическая база» и пр. стандарты – суть ограничители, которые гранируют формат (гарантируют его правильность). Их нарушение – вызов вкусам и ожиданиям потребителей научного дискурса. А за ними власть что считать правильным, а что – нет. Отсюда результат для автора, или его примут, как своего или отторгнут.
Научность – это ограниченность. То, что некоторые высокомерно называют «уголовно-процессуальным идиотизмом» только и есть самая настоящая кондовая наука «своих для своих о своем».
Крабби: Как же так, мы говорим о новизне, о положениях, выносимых на защиту, а получается, что главное выдержать «формат», что наша наука – софистика?
Архиназаврус: Я скажу тебе так.
Процессуалист не должен забывать, что он в системе. Система кормит его. Несистемщик – подозрителен. Он угроза для всех.
Я понял это, когда расстреляли Эстрина, Ундеровича, Пашуканиса и других (я ведь тоже мечтал вместе с ними изменить мир с помощью диалектики). Я как-то тогда сразу потерял вкус к истине.
А когда получил первую должность – еще более укрепился в вере в то, что истина и власть нераздельны (и не надо ничего менять, а диалектик все лезет свои вопросами «почему, почему»).
Да и жена, дети, внуки.
В общем, я софист. Потому что я знаю предел, я сам себе его поставил. Когда забываю его, жена напоминает (самим своим присутствием).
Диалектику теперь допускаю (после сытного обеда, на ночь) как забавную штуку, что позволяет усомниться в любой, в том числе своей позиции (ведь себе не соврешь). Но писать об этом воздерживаюсь.
Грюза: А я стала софистом, когда мне дали грант и обещали еще, если напишу как надо.
Мы делаем науку, для того, чтобы жить в системе. А не разрушать ее.
Ты хочешь иметь деньги, машину, телок и пр.?
Статус, если коротко?
Крабби: Хочу!!!
Биомассы: ХОТИМ!!!
Архиназаврус: пишете в разделе «методологическая база» – диалектический метод, но поступайте как софист – будьте на стороне тех, за кем власть и деньги. Работайте на результат, а не на истину.
Грюза: Пока, по крайней мере.
Биомассы: Всегда!
Крабби: А если бросить вызов формату нормальной науки?
Архиназаврус: Не советую, если Вы хотите защититься без проблем.
Грюза: Кстати, был один, кто открыто усомнился. Смеялся над наукой.
Крабби: Кто?
Грюза: Александров.
Архиназаврус: Сегодня он не посмел бы это сделать.
Грюза: Да уж, пожалуй. Изменился контекст. Есть что терять.
Архиназаврус: Это все было не раз.
Формат все равно победит. Все бунтари, ниспровергатели становятся софистами.
Крабби: Но ведь, ход рассуждений, которые мы вели сегодня, показывает, что диалектика все-таки есть.
Архиназаврус: Вы правы. Я почувствовал себя диалектиком. Как когда-то, когда у меня были крылья.
Все подвергай сомнению.
Все вещи должны быть заново взвешены.
Изрек истину – подвергни ее осмеянию.
Жаль, не я все это сказал первым.
Грюза: Да старый сюжет, и ходы, как в давно (еще в античности) разыгранной драме. Что не помешало нам сегодня еще раз сыграть ее.
Крабби: Диалектика и софистика – две стороны одной медали?
Архиназаврус: И диалектик и софист понимают, что нет раз и навсегда изготовленной истины. Но диалектик открыто это признает, а софист – нет. В одном деле он будет одну истину доказывать, а другом – другую.
Скажу, еще одну тебе вещь, сынок. Раз пошел разговор на чистоту. Вообще-то все, о чем мы говорили сегодня – часть правды.
Диалектика – мост над бездной хаосом, бессвязной речью, бредом, безумием.
Есть еще путь, кроме диалектики и софистики. «Бродят бешенные волки по дорогам скрипачей» намекает поэт.
Ницше, Достоевский могли бы тоже рассказать о нем. Ты смог бы проделать их путь?
Биомассы: Тем более надо писать в разделе «методологическая база» автореферата – диалектика.




: adm [12/07/2008]

 
· О проекте
·  Живой уголок dr. Aleksandroff'a
·  adm


: Живой уголок dr. Aleksandroff'a:
Обсуждение автореф. дисс. Постановление оправдательного приговора


: 0
: 0

, :









 



.:  ::   ::  :.

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke -
IUAJ

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(66602, "yandex_ad", { ad_format: "direct", font_size: 1, type: "horizontal", limit: 3, title_font_size: 2, site_bg_color: "FFFFFF", header_bg_color: "FEEAC7", title_color: "0000CC", url_color: "006600", text_color: "000000", hover_color: "0066FF", favicon: true, n
PHP Nuke CMS.
2005-2008. Поддержка cайта